Общешкольное внеклассное мероприятие "Славные страницы русской истории — 130 лет первому трамваю&quot

На входе в актовый зал стоит кондуктор и выдаёт «трамвайные билеты», которые в конце праздника разыгрываются в качестве «счастливых билетиков»

Ведущий. Друзья, сегодня мы встретились, чтобы отпраздновать день рождения электрического трамвая. в этом году ему исполнилось 130 лет! (слайд №1) (Приложение 1 )

1 чтец. История трамвая – это история развития городов в ХХ веке, становление их как мегаполисов России и главного транспортного узла.

Наш трамвай – не простое транспортное средство. Он и ежедневный спутник многих горожан, и место судьбоносных встреч, и украшение старинных улочек и новых районов.

2 чтец. Славный XIX век является «золотым» и для многих достижений в области техники первый электрический трамвай по улицам прошел в конце XIX века.

3 чтец. За многие годы трамвай стал неотъемлемой частью облика города, его жизни, его истории. История полна легендами. Не миновали легенды и историю трамвая. Даже в его имени есть некая тайна. В самом деле, что дало имя трамваю, прозаическому виду общественного транспорта?

1 чтец. Бытует мнение, что свое имя трамвай получил от имени бельгийского инженера Бенджамина О’Трама, будто бы строившего трамвайные линии по всей России. Так хотелось бы верить в эту романтическую историю, но, к сожалению, ничего общего с действительностью эта история не имеет.

2 чтец. Ведь широко известно, что слово трамвай существовало ещё в то время, когда электрического трамвая не было. Трамваем называли в Англии вагон, ведомый лошадьми. Значит, наша былая конка и была по своей сути трамваем! В словаре Брокгауза и Ефрона, изданном на стыке веков, есть рисунок, поясняющий статью о конке. По всей длине изображенного на рисунке вагона сделана надпись: «Glasgow Corporation Tramways» – по-русски дословно это следует перевести так: «Корпорация трамвая Глазго».

Остановка первая (слайд №2)

1 чтец. Название «трамвай» многие ученые-лингвисты связывают со словом «вагон». «Трамвай»– английское слово, происходит от «tram» – вагон, тележка и «way» – дорога, путь. Такое толкование дается в Этимологическом словаре русского языка.

2 чтец. Наиболее логично утверждение, что название «трамвай» связано со скандинавскими словами, перешедшими в английский язык: «tram» – столб, брус и «way» – дорога. И тогда видно, что «трамвай» – это «столбовая дорога»: т. е. дорога, состоящая из столбов, деревянных брусьев, шпал.

3 чтец. Впрочем, англичане любят быть краткими, их язык деловых людей не позволяет тратить время зря, они сократили это и так короткое слово просто до «tram», и наш поэт Владимир Маяковский уже в XX веке писал: Свой бег продолжали трамы.

4 чтец. В России сначала трамвай называли электрической конкой, и пока его строили, проектировали, вводили в эксплуатацию, незаметно перешли на электрический трамвай, а потом и вовсе забыли прилагательное «электрический» и сохранили только «трамвай», потому что другого просто не стало: так распорядилась история.

5 чтец. (слайд №3) Традиционная окраска вагонов: алый низ, желтый верх. Красный цвет – трамвайный цвет. На схемах транспорта городов (и, конечно же, Москвы) линии трамвая должны быть обозначены КРАСНЫМ цветом. Классические трамвайные билеты – красные.

2 чтец. (слайд №5) Русские учёные и изобретатели Б. С. Якоби, В. Н. Чикалёв, Д. А. Лочинов и П. Н. Яблочков ещё в 1838 году разработали основные теоретические вопросы, связанные с деятельностью электрического транспорта. А первым изобретателем-практиком является русский учёный Фёдор Аполлонович Пироцкий. 22 августа (3 сентября) 1880 г. Пироцкий сумел «двинуть» (как выражались в газетах) на электрической тяге настоящий вагон конки с империалом. Питание обеспечивала расположенная рядом миниатюрная электростанция .

Фактически изобретателем трамвая является Вернер Сименс.

3 чтец. Прототипом электрических трамваев (а равно и электровозов) стала машина, созданная немецким инженером Эрнстом Вернером фон Сименсом. Впервые она была использована в 1879 году на Германской промышленной выставке в Берлине. Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки После успеха с выставочным аттракционом, Сименс приступил к строительству электрической трамвайной линии в 2,5 км в берлинском пригороде Лихтерфельд.

В 1881 году первый трамвай, построенный компанией Siemens & Halske, прошёл по железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом, тем самым, открыв трамвайное движение. (слайд №6)

В том же году Сименс построил трамвайную линию такого же типа в Париже.

В 1885 году трамвай появился в Великобритании в английском городе-курорте Блекпуле. Примечательно то, что первоначальные участки сохранились в первозданном виде, а сам трамвайный транспорт бережно сохраняется в этом городе.

4 чтец. (слайд №7) Появление первых трамваев в США произошло независимо от Европы. Изобретатель Лео Дафт (Leo Daft) начал эксперименты с электрической тягой в 1883 году

10 августа 1885 года на этой линии открылось движение электрического трамвая – первого на американском континенте. Однако система оказалась неработоспособной

Другим пионером трамваев в Америке был Шарль Ван Депуле (Charles Van Depoele).

5 чтец. Период наиболее быстрого распространения трамвая продолжался с начала XX века и до периода между мировыми войнами. К концу 20-х стало ясно, что период господства трамвая подходит к концу.

В начале XX века трамваи были неотъемлемой частью любого достаточно крупного американского (и европейского) города.

Остановка вторая (слайд №8)

1 чтец. Во многих странах рост популярности автомобилей привёл к быстрому исчезновению трамваев с улиц городов (примерно к концу пятидесятых годов). Технический прогресс повысил надёжность автобусов, которые сделались серьёзными конкурентами трамвая. Зачастую автобусы также обеспечивали более комфортные условия поездки и более гладкое движение, чем старые вагоны трамваев. В некоторых местах трамвай сменялся троллейбусом.

2 чтец. Негативным следствием массовой автомобилизации, особенно в крупных городах, стали такие проблемы как смог, транспортные заторы, шум, дефицит места для парковки и т. п. Это привело к постепенному пересмотру транспортной политики.

На этом фоне более заметными стали преимущества трамвая. Возрождение трамвая началось в конце семидесятых годов. Одни из первых новых трамвайных систем были открыты в Канаде, в городах Эдмонтон (в 1978) и Калгари (в 1981). На европейском континенте возрождение трамваев началось в Нидерландах, где в 1983 году открылся утрехтский скоростной трамвай, затем инициатива перешла к Франции, где новые трамвайные системы открылись в Нанте в 1985 (см. нантский трамвай) и Гренобле в 1988. Интересно, что именно Франция за полвека до этого, ещё в тридцатых годах, стала избавляться от трамвая как от «устаревшего вида транспорта», например первый парижский трамвай прекратил своё существование в 1937 году (сейчас парижский трамвай возрождён). В 1994 году новый трамвай открылся в Страсбурге. При этом трамваям нарочно были приданы футуристические формы. Это делалось для того, чтобы публика перестала ассоциировать трамваи с чем-то архаичным.

И действительно, постепенно европейская публика стала благоволить трамваям. Это было связано не только с современным видом новых трамваев, но и с их положительным влиянием на городскую среду.

3 чтец. Остановка третья (слайд №9)

Первый трамвай в Российской империи пустили 2 мая 1892 года в Киеве, строил его инженер А. Е. Струве.

Старейший трамвай в современной России находится в Калининграде. Во время открытия электрического трамвая в 1895 году (конка существовала с 1881 года) этот город назывался Кёнигсбергом и принадлежал Германии.

Владельцы конок, частные и акционерные общества, получившие в свое время права на устройство «конно-железных дорог», долго не хотели возвращать эти права обратно. Закон Российской империи стоял на их стороне, а в выданных правах говорилось, что городская управа в течение пятидесяти лет не может без согласия «коночных» хозяев использовать на улицах какой-либо другой вид транспорта.

4 чтец. (слайд №10)

В Москве трамвай пошёл только 26 марта 1899 года, а в Петербурге – лишь 16 сентября 1907 года, несмотря на то, что первая трамвайная линия там была проложена ещё в 1894 году прямо по льду Невы.

«Ледяные» трамваи ходили несколькими маршрутами: Сенатская площадь – Васильевский остров, Мытищинская площадь – Петроградская сторона, Марсово поле – Выборгская сторона. Рельсы и шпалы просто укладывались на ледяную поверхность, а столбы для проводов вмораживались в лёд. Ледяные трамваи начали действовать зимой 1904-05 годов. Их появление было связано с тем, что конки фактически были монополистами: по условиям договоров, общества конных железных дорог имели аренду земельных участков всех центральных улиц. Однако трамваи по льду Невы пускали и после того, как конки утратили монополию на общественный транспорт. По крайней мере сохранилась фотография такого трамвая, датированная 1914 годом .

5 чтец. Остановка четвёртая (слайд №11)

1929 год также ознаменовал собой новую веху в развитии трамвая в больших городах. В Москве росло не только трамвайное движение, но и автомобильное – грузовое и легковое. На участке Тверской улицы от Страстной до Триумфальной площади впервые ради облегчения движения транспортного потока было снято движение трамвая. В других местах стали производиться в тех же целях перекладки путей с середины проезжей части улицы, а иногда и с загруженных улиц на параллельные им. В то же время напряжённость движения на трамвае всё росла, и трамвай – главный транспорт города – перестал справляться с пассажиропотоками. Было принято решение о строительстве метро, и в 1935 году открылась первая в СССР его линия.

С той поры роль трамвая в Москве (а потом и в других городах, где открывалось метро) стала снижаться.

Тем не менее, трамвай успешно конкурировал и с метро. Так, в Санкт-Петербурге вплоть до начала «трамвайного погрома» в 1990-х годах трамвай не уступал метрополитену по доле пассажироперевозок.

1 чтец. (слайд №12) Стихотворение Ю. Визбора «Московский трамвай»

2 чтец. В 1917 трамвай в Москве и других городах работал нестабильно – из-за военных действий, уличных боёв, забастовок, перебоев с подачей электричества; были случаи закрытия движения на несколько дней подряд.

В период Гражданской войны и Военного коммунизма трамвай переживал тяжёлые времена.

Трамвайное сообщение повсеместно пришло в упадок и фактически перестало существовать. Так, в Москве в начале 1920 года в пассажирском движении находилось только 9 вагонов – по заявкам организаций.

3 чтец. С 1921 года начался период восстановления трамвайного движения в городах РСФСР. Была отменена практика бесплатного проезда в трамвае, введённая в период военного коммунизма,

О важности трамвая для новых властей свидетельствует фраза, сказанная «всесоюзным старостой» М. И. Калининым: «Если в городе работает трамвай, значит в городе действует Советская власть».

Вместе К. Г. Паустовским вы можете ощутить особую атмосферу Москвы 20-х годов.

4 чтец. Художественное чтение рассказа Паустовского К. Г. «Кондуктор»

«Трамвайной своей службе я обязан тем, что хорошо изучил Москву, этот беспорядочный и многоликий город со всеми его Зацепами, Стромынками, трактирами, Ножевыми линиями, Божедомками, больницами, Ленивками, Анненгофскими рощами, Яузами, вдовьими домами, слободами и Крестовскими башнями.

Экзаменовал нас на знание Москвы едкий старичок в длиннополом пиджаке. Он прихлебывал из стакана холодный чай и ласково спрашивал:

– Как бы покороче, батенька мой, проехать мне из Марьиной рощи в Хамовники? А? Не знаете? Кстати, откуда это взялось название такое пренеприятное – Хамовники. Хамством Москва не славилась. За что же ей, первопрестольной, такой срам?!

Старичок свирепо придирался к нам. Половина кондукторов на его экзамене провалилась.

Провалившиеся ходили жаловаться главному инженеру трамвая Поливанову, великолепно выбритому, подчеркнуто учтивому человеку. Поливанов, склонив голову с седым пробором, ответил, что знание Москвы – одна из основ кондукторской службы.

– Кондуктор, – сказал он, – не только одушевленный прибор для выдачи билетов, но и проводник по Москве. Город велик. Ни один старожил не знает его во всех частях. Представьте, какая путаница произойдет с пассажирами трамвая, особенно с провинциалами, если никто не сможет помочь им разобраться в этом хитросплетении тупиков, застав и церквей.

Вскоре я убедился, что Поливанов был прав. Меня назначили на линию No 8 – проклятую вокзальную линию, считавшуюся еще хуже, чем «Б». Линия эта соединяла Брестский вокзал с Каланчевской площадью, с ее тремя вокзалами – Николаевским, Ярославским и Казанским. Проходила восьмая линия через Сухаревскую площадь и по обеим Божедомкам.

Часто случалось, что у Ярославского вокзала вагон, как говорили кондукторы, «попадал под поезд» из Троице-Сергиевской лавры. В трамвай набивались богомолки-салопницы. Пробирались они в разные московские церкви, города не знали, были бестолковы, как куры, и всего боялись.

И вот изо дня в день происходила одна и та же канитель: одной салопнице надо было к «Николе на курьих ножках», другой – к Троице-Капелькам, третьей – к Георгию на Всполье. Нужно было терпеливо объяснять им, как проехать к этим церквам, после чего старухи вытаскивали из карманов в нижних юбках платки с завязанными по уголкам деньгами. В одном уголке были копейки, в другом – семишники, в третьем – пятикопеечные монеты.

Салопницы долго развязывали зубами тугие узелки и скупо отсчитывали деньги. Впопыхах салопницы часто ошибались и развязывали не тот узелок. Тогда они снова затягивали его зубами и начинали развязывать другой.

Для нас, кондукторов, это было несчастьем. До Красных ворот мы должны были раздать все билеты. Старухи нас задерживали, билеты выдавать мы не успевали, а у Красных ворот нас подкарауливал сутяга-контролер и штрафовал за медленную работу.

Однажды Бабаев затащил меня к себе. Жил он с дочерью в покосившемся домишке у Павелецкого вокзала. Дочь его работала белошвейкой.

– Вот, Саня, – бодро крикнул с порога Бабаев,– привел тебе жениха!

Саня зашумела за перегородкой коленкором, но не вышла.

В низкой комнате висело несколько клеток, закрытых газетами. Бабаев снял газеты. В клетках тотчас запрыгали и запели канарейки.

– Я с канарейками отдыхаю от людского племени, – объяснил Бабаев. – Нас, кондукторов, пассажир не стесняется. Выказывает себя перед нами в наихудшем виде. Отсюда, понятно, и точка зрения у нас на человека подозрительная».

5 чтец. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. нанесла большой ущерб трамвайным хозяйствам СССР. Боевые действия, бомбёжки, диверсии приводили к повреждению или уничтожению вагонов, путей, строений и оборудования депо. на них возросла многократно. В городах СССР вводилось военное положение. Режим светомаскировки требовал на трамвае в ночное время уменьшать освещение салона и накал фар и ламп, принимать меры для устранения искрения при токосъёме, маскировать депо, мастерские и заводы. В критические дни октября 1941 объекты трамвая среди прочих важнейших объектов Москвы были подготовлены к уничтожению, в городе было введено осадное положение. Время движения было сокращено, ночное движение сведено к необходимому минимуму…

1 чтец. Трамвайные пути во многих городах использовались для грузовых перевозок как дублёры железнодорожных линий.

В городах, к которым приближалась линия фронта, трамваи использовались для фронтовых перевозок войск, военной техники, боеприпасов. Известен пример создания броневого трамвая в Ленинграде. Для перевозок раненых в прифронтовых городах, в городах с госпиталями часть пассажирских вагонов переоборудовалась в санитарные.

Остановка пятая. Современные трамваи. (слайд №13)

2 чтец. (слайд №14) Специализированные трамваи.

3 чтец. (слайд №15) Низкопольные трамваи.

4 чтец. (слайд №16-18) Викторина

  1. В каком году и кем был изобретён первый трамвай в Европе?
  2. Кто является изобретателем трамвая в России? В каком году он был изобретён здесь?
  3. Как изобретение трамвая произошло в Америке?
  4. Переведите слово «трамвай» на русский язык.
  5. Почему в начале 20 – х годов стала падать популярность трамваев?
  6. С чем связано возрождение этого транспорта?
  7. А сейчас трамвай популярен?
  8. Какие цвета являются традиционными для трамвая?
  9. Какого цвета раньше был трамвайный билет?
  10. Справлялся ли трамвай с перевозкой пассажиров в Москве?
  11. В каком году открылась первая линия метро в Москве?
  12. О каком виде трамвая вы узнали впервые?

(Победителю викторины вручить памятную открытку)

Ведущий: А сейчас вы увидите инсценированную «Сказку о трамвае», автором которой является Сергей Баруздин. (Приложение 2 )

(Читают ученики 6 «А», «В» классов)

Мультфильм «Шёл трамвай десятый номер»

Подведение итогов викторины и вручение памятных дипломов с изображением трамвая.

Список литературы:

  1. Архивные материалы Центрального Государственного Исторического Архива Москвы (ЦГИА).
  2. Материалы и статьи газеты «За отличный рейс», посвященные 80-летию трамвая в г. Москве.
  3. Документы из коллекций и музеев эксплуатационных предприятий, воспоминания старейших работников московского трамвая.
  4. М. Д. Иванов «Московский Трамвай: Страницы Истории», изданной ГК Мосгортранс к Столетию Московского Трамвая в 1999 году.
  5. С. А.Тархова История Московского Трамвая и Городской пассажирский транспорт Москвы – краткий очерк к 125-летию возникновения.
  6. http://forum. tr. ru/read. php?1,717127
  7. http://ru. wikipedia. org/wiki
  8. http://tr-moscow. ru
  9. http://sao. mos. ru
  10. С. Баруздин «Сказка о трамвае» «. Издательство «Детская литература» 1964 г.
  11. К. Г. Паустовский «Кондуктор».